Опытный автомобилист уже по звуку стартера скажет, в каком состоянии пребывает аккумуляторная батарея. Если АКБ не крутит, нужна либо зарядка, либо замена, когда исправное зарядное устройство не в силах помочь. Автовладельцы с небольшим стажем понимают, что аккумулятор «сел», когда стартер вообще не собирается срабатывать в ответ на поворот ключа.
Расскажем, как понять, что аккумулятору скоро придет конец, и он вряд ли переживет предстоящую зиму. Существуют аккумуляторы с индикаторами заряда, свечение которых может вас успокоить. Но это. По сути, лишь приблизительный ориентир. Часто индикатор горит, но аккумулятор не крутит стартер, а водитель разыскивает неведомые причины происходящего.
Если напряжение на клеммах аккумулятора в спокойном состоянии нормальное, то это тоже еще не гарантия стопроцентной работоспособности. Бывает, что замер показывает 12,5 В, что многие инструкции трактуют как свидетельство 75% заряда, но через секунду напряжение аккумулятора под нагрузкой проседает так, что заряд, кажется, упал ниже 50%, причем намного. И вот тут рекомендуется купить нагрузочную вилку для замера напряжение АКБ, а мультиметр убрать – пригодится когда-нибудь в других ситуациях.
И если сама по себе проверка аккумулятора нагрузочной вилкой ясна и понятна, то как понять, что аккумулятор скоро сдохнет, и пора его заменить? Поможет инструкция к прибору. Там указано состояние батареи в зависимости от результатов, которые вы получили во время подачи нагрузки. Минимум 10,2 В указывает на 100% заряда, а вот 9,6 и 9 Вольт – это уже 75% и 50% заряда соответственно. Еще хуже увидеть на вольтметре 8,4 В – это всего четверть заряда. Все, что ниже – однозначный приговор к замене.
Есть пояснения, что напряжение АКБ 9 В и ниже говорит о сильном разряде или неисправности аккумулятора, когда он не держит нагрузку. Но тут важно учесть нюансы:
1. Когда напряжение АКБ ниже 9 В, но падает лишь до определенного момента, не опускаясь дальше, восстановление батареи еще возможно. Нужна качественная зарядка и восстановление нормальной плотности электролита. Тут уже нужен ареометр.
2. Хуже, когда напряжение АКБ под нагрузкой нестабильно, и продолжает падать. Это чаще всего говорит о неисправности, нежели о глубоком разряде батареи.
Бывает, заведомо неисправный аккумулятор выдает примерно 12,05 Вольт в спокойном состоянии. Вроде бы, это чуть менее 50% заряда, но стоит подать нагрузку, и тут же становится 9 Вольт, а потом всем тоньше и меньше. Вот если бы АКБ держал нагрузку, не снижая напряжение хотя бы ниже 10 В, тогда его можно и возродить. Можно, конечно, руководствоваться принципом «живая батарея крутит стартер, а севшая – нет», но почему бы и не попытаться сэкономить несколько тысяч рублей?
Это общие принципы, которые может знать любой автомобилист, и квалификация автоэлектрика тут без надобности. Главное – понять, держит батарея напряжение под нагрузкой или нет.